Тип GPS-навигатора
Тип устройства определяет габариты устройства и возможности его работы. GPS-навигаторы могут быть выполнены в виде подключаемого модуля - для их работы необходимы дополнительные устройства типа карманного компьютера, ноутбука или сотового телефона, на которых должно быть установлено специальное навигационное программное обеспечение; так же навигаторы могут представлять собой отдельное устройство с собственным установленным программным обеспечением, дисплеем, средствами ввода информации; может быть небольшим мобильным устройством, а может быть предназначен для стационарной установки.
Чипсет GPS-навигаторов
Чипсет GPS-навигаторов – набор микросхем, используемый навигатором для определения собственных координат. Самым распространённым чипсетом является набор серии SiRF Star. Между собой различные чипсеты отличаются временем «холодного» старта, точностью определения координат, частотой слежения, требованиями к мощности сигнала, энергопотреблением, габаритами, возможностью фильтровать помехи и отражённые сигналы и некоторыми другими параметрами. Характеристики большинства современных чипсетов мало отличаются друг от друга, и заметить разницу в их повседневной работе порой очень сложно.
Применение
Применение GPS-навигатора характеризует сферу его использования, предусмотренную производителем. Так, навигаторы, предназначенные, например, для велосипедов, имеют зачастую ударопрочный корпус, защиту от влаги и пыли и специальный набор для крепления, а автомобильные имеют большой дисплей и динамик для голосовых подсказок; программное обеспечение также может различаться. Это не значит, что навигаторы для одной области применения не будут работать в других условиях, но это может привести к риску поломки GPS-оборудования и уменьшению удобства его использования. Если навигатор выполнен в виде подключаемого модуля, то его применение ограничивается областью применения и защитой от неблагоприятных условий того устройства, к которому он подключен.
GPS
Точность позиционирования
Точность позиционирования - максимальное отклонение вычисленных навигатором координат от координат реальных географических. Типичные отклонения современных GPS-навигаторов укладываются в десятки метров, что более чем достаточно для ориентирования в любых условиях. На точность позиционирования могут влиять многие, не зависящие от пользователя или навигатора, факторы: количество навигационных спутников, находящихся в пределах видимости навигатора, плотность окружающей застройки, радиопомехи и даже погодные условия. Естественно, точность позиционирования максимальна (то есть отклонения реальных и вычисленных координат сведены к минимуму) на открытой местности, вдали от источников электромагнитного шума.
Точность определения скорости
Точность определения скорости является важным параметром для автомобильных, мотоциклетных и велосипедных навигаторов. В зависимости от программного обеспечения и возможностей GPS-навигатора, с помощью данных о скорости может быть вычислено, например, оставшееся время в пути или предполагаемый расход топлива. Точность определения скорости зависит от частоты обновления вычисленных координат, от их точности, от качества принимаемого навигатором сигнала. Существует неизменное правило: чем быстрее перемещается объект, оснащённый GPS-навигатором, тем точнее определяется его скорость. Точность определения скорости может зависеть не только от чипсета или модели GPS-навигатора, но и от установленного навигационного программного обеспечения; иногда автономные навигаторы самостоятельно снижают частоту обновления координат в целях экономии энергии аккумулятора.
Точность определения высоты
Вычисление высоты – самая сложная для спутникового GPS-навигатора задача. Для расчета высоты навигатору необходимо, чтобы в зоне видимости находилось большое количество спутников, так как вычисление производится с помощью геометрических формул с использованием небольшой разницы в углах отклонения от источников сигнала. Точность определения координат по вертикальной оси существенно ниже точности определения координат по горизонтальным осям. К счастью, параметр высоты не столь важен для повседневной навигации, а любое летательное средство, где определение высоты критично, оборудовано на порядки более точными системами.
Поддержка SBAS
SBAS - основная система, используемая при современной спутниковой навигации. Взаимная работа наземных и космических систем позволяет корректировать получаемые от спутников GPS-навигатором данные. Вкратце система работы SBAS такова: наземные станции системы с точно известными координатами определяют относительное положение навигационного спутника и посылают ему эти данные; спутник с их помощью вычисляет своё точное положение и передаёт эту информацию на землю. GPS-навигатор, принимая эти данные, использует их в расчётах своих координат. Эта система позволяет постоянно держать в актуальном состоянии данные о спутниках ("альманах"), корректировать их отклонения, вводить в строй новые.
Число каналов ресивера
Число каналов ресивера – это количество потоков одновременно принимаемых данных. Другими словами, это количество спутников, которое GPS-навигатор способен одновременно отслеживать. Теоретически, чем это количество больше, тем точнее производится навигация, но в реальных условиях, по достижении определённого количества отслеживаемых спутников, точность позиционирования достигает своего предела, лежащего внутри погрешности GPS-навигатора или мото навигатора. Определение координат возможно после обнаружения минимум двух спутников, более-менее точный замер высоты – после трёх. На большей части территории Европы одновременно в зоне видимости может находиться 10 и более спутников различных навигационных систем – этого более чем достаточно для точной работы современного GPS-навигатора.
Расположение антенны
Антенна у GPS-навигатора представляет собой весьма сложное устройство. До недавнего времени она представляла собой весьма габаритное устройство, но сейчас приёмник и антенну без проблем встраивают внутрь компактных корпусов, например, мобильных телефонов. В ранних моделях карманных ПК, например, ASUS, антенна находилась снаружи корпуса, для осуществления навигации её было необходимо специальным образом разложить. В автомобильных навигационных системах часто используют внешние или отсоединяемые антенны, которые постоянно находятся снаружи металлического кузова автомобиля, экранирующего сигнал со спутников, что хорошо сказывается на чувствительности GPS-навигатора. На открытом воздухе устройство будет одинаково хорошо работать, независимо от типа используемой антенны. Расположение антенны, как правило, зависит от назначения устройства. Следует помнить, что в автомобиле GPS-навигатор, встроенный в карманный ПК и закреплённый в держателе рядом с лобовым стеклом, будет исправно работать и без отсоединяемой антенны.
Разъем для внешней антенны
Если в GPS-навигаторе возможно подключение внешней антенны или работа навигатора предусмотрена только с ней, то тип разъёма поможет выбрать внешнюю антенну, если она не входит в комплект GPS-навигатора или чем-то вас не устраивает. Также можно использовать внешнюю антенну с автомобильными GPS-навигаторами, чтобы улучшить качество приёма.
Время холодного старта
Холодный старт – время, необходимое GPS-приёмнику для получения полных данных о положении спутников («альманах»). Как правило, холодный старт имеет продолжительность в несколько минут. Скорость холодного старта зависит от множества факторов: тип используемого в навигаторе чипсета, мощность сигнала, тип используемой антенны, наличие отражённого сигнала и помех. GPS-навигатору необходимо осуществлять холодный старт в случае устаревшего альманаха в результате продолжительного периода бездействия навигатора.
Время теплого старта
Тёплый старт – время, необходимое GPS-приёмнику для получения координат позиционирования с актуальным, не успевшим устареть, альманахом. Тёплый старт осуществляется, например, после перезагрузки устройства, замены источника питания GPS-приёмника, подключения внешней антенны. В современных устройствах редко превышает десятков секунд.
Время горячего старта
Горячий старт – время, необходимое GPS-приёмнику для восстановления наблюдения за спутниками после неожиданного прекращения приёма сигнала. Типичная ситуация – нахождение под большими мостами и в автомобильных туннелях. Сигнал также может пропадать в арках домов, во дворах, окружённых высотными домами. Современные автонавигаторы хорошо обрабатывают слабый и отражённый сигнал, но даже если спутник потерян, для восстановления навигации потребуется всего несколько секунд.
Частота обновления
Частота обновления показывает , сколько раз в секунду GPS-навигатор обрабатывает получаемые данные. Чем чаще он это делает, тем точнее производится навигация. Для пеших прогулок достаточно навигатора с минимальной частотой обновления, но для ориентирования в районе сложной застройки и точного определения скорости необходим уже более сложный GPS-навигатор или мото навигатор. Высокая частота требует более производительного процессора GPS-навигатора и более совершенного чипсета, что, к сожалению, не может не сказаться на времени автономной работы GPS-навигатора от аккумулятора. Частота обновления может быть самостоятельно снижена навигатором ради экономии энергии или в условиях, не требующих предельно точных вычислений, например, на открытом пространстве и при большой скорости передвижения.
Голосовые сообщения – поддерживаются на уровне программы навигации, использующей GPS-приёмник или самим GPS-навигатором, если программа навигации не может быть изменена. Сообщения повышают удобство и безопасность пользования навигатором, позволяя реже смотреть на дисплей, что очень важно, например, водителям автомобилей во время езды по городу.
Путевой компьютер
Путевой компьютер – аналог бортового компьютера автомобиля, функционал которого дополнен с помощью преимуществ GPS-навигации. Путевой компьютер может обладать удобным функционалом, позволяя рассчитывать время в пути, расход топлива, часто используемые маршруты, пути объездов и даже предлагать оптимальные маршруты на основе статистики езды по дорогам, наиболее часто используемых водителем.
Количество маршрутов
Количество маршрутов зависит от назначения автонавигатора и от предпочтений владельца. Если навигатор используется только в машине при езде от дома до работы, то 10 маршрутов в памяти будет более чем достаточно. С большим количеством маршрутов можно составлять сложные экскурсионные программы или рассчитать оптимальный путь во время длительного путешествия.
Количество путевых точек
Путевые точки – места на карте, которые могу представлять интерес или служить ориентирами для владельца GPS-навигатора. Естественно, в большинстве навигационных программ можно создавать и свои точки, нанося на карту, например, новую автомобильную заправку или пост автомобильной инспекции, которые не успели попасть в новый выпуск карт для навигационного программного обеспечения. Необходимое количество точек зависит только от ваших предпочтений; в среднем, 500-1000 точек более чем достаточно на несколько лет интенсивного использования GPS-навигатора.
Количество точек в маршруте
Количество точек в маршруте определяет его точность и максимальную дальность. Точки в маршруте обозначают, как правило, изменения направления движения. Конечно, чем больше точек в маршруте поддерживается GPS-навигатором, тем лучше, но зачастую предложенное количество является избыточным для езды внутри города или между городами и для пеших прогулок.
Емкость путевого журнала
Название «Путевой журнал» прямо говорит о назначении этой функции. В него записываются все действия с GPS-навигатором, маршруты, остановки, скорость и множество других данных. Он позволяет оценить пройденное расстояние, проанализировать и выбрать оптимальные маршруты. Ёмкость путевого журнала определяет, количество возможных записей в нём. Чем их больше, тем больший период пользования навигатором находит своё отражение в путевом журнале.
Компас
Компас в навигаторе может быть реализован программно (электронный), так и традиционно (магнитный). По точности определения сторон света, электронный компас намного точнее, имея типичную погрешность в доли угловых секунд. Очень полезная вещь для туристов и путешественников в случае, если карты для текущего местонахождения нет или по ней невозможно проложить маршрут.
Встроенная память
Встроенная память используется, как правило, в автономных GPS-навигаторах, оснащённых собственным экраном и служащих для установки в автомобили. В памяти хранятся карты, используемые для навигации, навигационные программы и собственная операционная система GPS-навигатора. Конечно, бывают и исключения: памятью оснащаются модульные GPS-навигаторы. Действует общее правило: памяти не бывает слишком много, и даже если её количество избыточно для выполнения GPS-навигатором своих собственных функций, память можно использовать для хранения и транспортировки каких-либо других данных.
Встроенный модуль GPRS
Навигаторы с таким модулем оснащены слотом для сим-карты, что дает возможность получать информацию о пробках и отображать ее на используемой карте, если она поддерживает соответствующий сервис.
Дисплей GPS-навигатора
Тип экрана
Цветной дисплей значительно более комфортабелен и информативен, нежели монохромный, зато он существенно дороже. Как правило, всё современное навигационное программное обеспечение предназначено для работы именно с цветными дисплеями GPS-навигаторов или устройств, к которым они подключены.
Диагональ дисплея
Чем больше диагональ дисплея GPS-навигатора с собственным экраном, тем он комфортнее и информативнее. К сожалению, с ростом диагонали растёт энергопотребление и стоимость GPS-навигатора.
Разрешение
Большее разрешение дисплея GPS-навигатора передаёт более чёткую и детализированную картинку, повышающую информативность и комфорт навигатора. Дисплеи с большим разрешением дороже в производстве и требуют более мощного и производительного процессора, что не может не сказаться на стоимости и энергопотреблении GPS-навигатора.
Сенсорное управление
Сенсорное управление позволяет изменять маршрут или производить другие операции с GPS-навигатором простым движением руки. Минусами сенсорного экрана являются его подверженность механическим повреждениям, высокое энергопотребление и цена.
Подсветка
Подсветка будет полезна в тёмное время суток и на ярком солнце. Подавляющее большинство навигаторов с цветным дисплеем имеют регулируемую подсветку.
Мультимедиа GPS-навигатора
Форматы аудио
Типы музыкальный файлов, проигрывание которых поддерживается GPS-навигатором.
Форматы видео
Типы видеофайлов, проигрывание которых поддерживается GPS-навигатором.
Диктофон
Встроенный динамик
Встроенные игры
Зачастую GPS-навигаторы предоставляют дополнительный развлекательный функционал: проигрывание музыки и видео и, конечно же, игры.
Разъем для наушников
Пульт управления
Позволяет дистанционно управлять функциями навигатора, если доступ к нему ограничен, например, если до него необходимо далеко тянуться или он находится в кармане.
Корпус GPS-навигатора
Влагозащита
Влагозащитный корпус GPS-навигатора позволяет использовать его в более жёстких условиях, чем салон автомобиля или карман куртки. Именно такие навигаторы приспосабливают для установки на руль велосипеда или приборный щиток мотоцикла: влагозащита сохранит в целости навигатор во время дождя или при попадании на него водяных брызг. Существуют навигаторы с очень сильной влагозащитой, позволяющей ненадолго погружать их в жидкость; есть даже навигаторы, приспособленные для работы под водой.
Слоты расширения
Слот расширения позволит вам установить дополнительную карту памяти в ваш GPS-навигатор, на которой можно хранить навигационное программное обеспечение, карты или другие данные. Может служить как основной памятью навигатора, так и её расширением.
Комплектация GPS-навигатора
Кабели
Кабели, входящие в комплект поставки GPS-навигатора, служат для обмена данными с компьютером, для зарядки встроенного аккумулятора, для передачи звука или изображения на другие устройства.
Аксессуары автонавигаторов
Наличие или отсутствие аксессуаров в комплекте GPS-навигатора определяется исключительно производителем. Как правило, это предметы, расширяющие функционал навигатора, облегчающие работу с ним. Например, специальный держатель с зарядным устройством в автомобиль или дополнительная антенна.
Программное обеспечение навигатора
Важную роль в работе с GPS-навигатором играет навигационное программное обеспечение, с которым он работает. Иногда эти программы предварительно установлены на ваш навигатор, иногда идут в комплекте, иногда это просто купон на получение понравившейся программы из предложенного производителем списка, а иногда GPS-навигатор вообще не комплектуется никаким навигационным программным обеспечением - особенно часто такая ситуация возникает с модульными GPS-навигаторами.